Редакция Wedding поговорила сразу с двумя режиссерами — Ваганом Сарояном и Максимом Латохой — о ненавязанных смыслах, личной истории как факторе создания уникального события и профессиональном взгляде на торжество.

Режиссер Ваган Сароян

Как вы считаете, сторителлинг — это просто модное слово или реальный инструмент праздника?

Слово может быть любым: хоть «сторителлинг», хоть «драматургия». Суть от этого не меняется. Интереснее посмотреть на то, как по-разному поколения понимают саму идею истории. Миллениалы, мое поколение, часто хотят создать кино, в которое все верят, чтобы было ощущение сказки, роли, сценария. А зумеры наоборот: им важно не сыграть историю, а найти себя. Их язык — это телеграм-чаты, стикерпаки, эклектичные формы, неожиданные повороты. Их свадьбы нередко кажутся хаотичными, но на самом деле это поиск подлинности, попытка собрать свой мир из множества фрагментов.

И все же я сам стою на стороне антинарратива. Мне ближе свадьбы без навязанного смысла, где история не диктуется, а проживается.

То есть свадьба может быть без истории?

Конечно. Сюжет у нас уже есть по определению: двое нашли друг друга и решили быть вместе. Это и есть главный сторителлинг. Когда событие начинают насильно наполнять символами и смыслами, это выглядит лишним усложнением. Лучше работать не со «смыслом», а с миром: со стилизацией, визуальным контекстом, атмосферой.

Я делю свадьбы условно на две категории — режиссуру и арт-дирекшен. Режиссура выстраивает историю, а арт-дирекшен создает визуальный язык, который становится самостоятельным выразителем. Сейчас визуальное мышление у людей сильнее, чем когда-либо. И когда пара встречается с художником, они вместе ищут тот код, который уже есть в них самих, и строят вокруг него целую вселенную.

А как не потерять живое и спонтанное в процессе?

Одно другому не противоречит. Если создана правильная среда, любое событие в ней воспринимается в заданном контексте, именно том, который был задуман. Я часто привожу пример комнаты ужасов, хотя это не самая очевидная аналогия для свадьбы. Когда вы попадаете туда, вы начинаете воспринимать все через фильтр страха. Даже самая банальная морковка может стать воплощением жути. Мы задаем оптику восприятия, и даже если что-то идет не по плану, гость не чувствует сбоя, он просто проживает момент в обозначенных рамках.

Роман Сароян, режиссер

Какая динамика создается между режиссером и организатором?

Я уверен, что режиссер обязательно должен присутствовать на площадке, особенно в сложных проектах. Потому что организатор часто не понимает, как зрители воспринимают происходящее, — он находится снаружи, у него слишком много отвлекающих факторов. А режиссерская группа, напротив, живет внутри события и управляет им. У них для этого есть все инструменты — музыка, свет, звук, ведущие и многое другое.

Кажется, такой подход сложнее, чем классический нарратив?

Конечно. В нарративе есть сценарий и месседжи, которые нужно до- нести. А здесь другой тип восприятия: смысл не проговаривается, он витает в воздухе, и каждый считывает его по-своему. Это похоже на экспериментальный театр: ты можешь просто стоять, ничего не делать, но все равно проживаешь свой опыт. Точно так же все происходит и на свадьбе. Это не музей и не спектакль: люди пришли отдыхать. Их внимание направлено не на сцену, а друг на друга. Поэ- тому важно не рассказывать, а создавать поле, в котором каждый почувствует что-то свое.

То есть свадьба это не история, а мир?

Да. Как в фильмах Уэса Андерсона: ты веришь в пространство, в его законы и цвета. И этот мир продолжает жить, вдохновляет, множится, становится точкой притяжения. В масштабах свадьбы это может быть один день, но если в нем получилась атмосфера, в которую люди искренне вжились, этого достаточно. Это и есть настоящая режиссура.

Режиссер Максим Латоха

Насколько сторителлинг действительно необходим свадьбе?

Мне кажется, как и во всем, что связано с личными мероприятиями, нет единого ответа. Кому-то важен просто веселый праздник, а кому-то нужно, чтобы все было пронизано смыслом. Но я лично считаю сторителлинг важной частью, потому что именно он дает персонализацию. Без него можно взять другого жениха и другую невесту — и ничего не изменится. Ведь все свадьбы в основе про одно и то же: про любовь, про красоту, про двоих.

А вот личная история делает событие уникальным. Гости чувствуют, что попали не просто на красивое мероприятие, а в центр события, которое больше никогда не повторится. Кроме того, в таких историях гости часто находят себя. Они вспоминают какие-то эпизоды, разговоры, общие моменты, и это вызывает настоящий отклик — улыбки, слезы, чувство причастности.

А если пара говорит: «Нам не нужна философия, мы просто хотим красиво»?

Очень важный момент: сторителлинг не обязательно должен быть тяжеловесным. Существуют и ромкомы, которые просто приятно смотреть. Не обязательно превращать свадьбу в «Андрея Рублева». Сюжет может быть легким, воздушным.

Например, у нас была пара, которая устраивала праздник во второй раз: первая свадьба у них была пышной и перегруженной декором, а теперь им захотелось легкости. Мы поняли, что они похожи на героев ранних фильмов Мэттью Макконахи — чистые, веселые, солнечные. Так и выстроили все в стилистике романтической комедии: без философии, без перегруза, с юмором, скетчами, подкастом невесты, живыми включениями гостей. И это сработало идеально.

Режиссер Максим Латоха

Есть ли у свадьбы драматургическая структура: завязка, кульминация, развязка?

Если бы здесь сидел Саша Белов, он бы сказал: «Да, конечно!» Но надо быть реалистами, свадьба — это не театр. Мы работаем в увеселительной сфере. Наши зрители и «актеры» отдыхают и пьют шампанское не только в антракте, а весь вечер. Поэтому всю услов- ную философию лучше закладывать в первые полтора часа. Потом гости уже танцуют и просто кайфуют.

Главное приходится на церемонию, и именно там стоит добиваться эмоционального пика. А дальше уже должно быть просто хорошо.

Как вы находите баланс между режиссурой и живыми эмоциями?

Все начинается со здравого смысла. Я никогда не реализую на чужих свадьбах свои творческие амбиции. Это не моя сцена. Любая режиссура должна вырастать из живого кон- такта с людьми, а не из фантазий режиссера. Когда вы знакомитесь с парой, что для вас главное? Что вы ищете — сюжет, ритм, энергию? Честность. Мы разговариваем просто, без желания понравиться. Я всегда ловлю тот момент, когда люди оживают, когда загораются глаза. Кто-то начинает говорить про выставку Хокни — и сразу по- нятно, какой у них цвет, настроение, пластика. А кто-то называет любимого режиссера.

Недавно пара сказала: «Мы фанаты Тарантино», — и все стало ясно. Мы сделали 15-минутный фильм в духе Квентина — с кинооператорами, массовкой, настоящими съемочными сменами. Без крови, конечно, но с тем драйвом, иронией и визуальной энергией, которые у него есть.

А свадьбы в каком жанре встречаются чаще всего?

Волшебная сказка. У девочек это в ДНК с детства — белое платье, принц, светлое будущее. И это прекрасно. Главное, чтобы за всем этим оставалась любовь — она и есть лучшая концепция.