Планирование

Светопредставление: интервью с Даниилом Манешиным

Сложные визуальные и световые спецэффекты превратились в один из самых главных свадебных трендов последних лет. Анастасия Углик поговорила со сценографом Даниилом Манешиным, который одинаково ярко может «подсветить» и камерное событие для нескольких десятков человек, и масштабное шоу с участием сотен и даже тысяч зрителей.

Расскажите, как вы стали заниматься сценографией и всем, что с ней связано?

Я недавно сам задался этим вопросом и обнаружил, что интерес у меня к этому появился чуть ли не с детства: началось все с музыкальных групп, в которых я играл еще в школе. А потом, в последних классах, году в 1998–2000-м, мы с друзьями и вовсе открыли ночной клуб «Сталактит», и в нем начали делать какие-то оригинальные setup, серии тематических вечеринок, придумывали необычные решения. Все делали из подручных средств и буквально сами с паяльником стояли. Опыт был интересный, и мы даже деньги умудрялись зарабатывать, правда все их тут же тратили на аппаратуру и виниловые пластинки. Помню, первое световое оборудование – маленький стробоскоп купили за 35 долларов, сканер за 450 и пытались «выжимать» из него максимальный эффект. Затем были институт и попытка работы на корпорацию, из которой стало понятно, что это совсем не мое, и я вернулся к идее event-индустрии. Первые же работы показали, что обычные вроде технические вещи – свет, звук и т. д. – на самом деле имеют огромный именно художественный потенциал, если не смотреть на них как на оборудование, которое должно обеспечить минимальные требования.

То есть вы поняли силу визуального и атмосферного storytelling-а, как сейчас это принято называть?

Да. Я наглядно, на примере разных историй увидел, что здесь есть огромный ресурс для эффектности проекта, для его оригинальности и концептуальности, для крутых режиссерских задумок и так далее.

Свой первый большой проект помните?

Самый первый был просто огромным. Так получилось, что я устроился в агентство, занимавшееся Фестивалем фейерверков на Фрунзенской набережной. Чтобы представить масштаб проекта, надо понять, что там было 250 000 зрителей, и все остальное соответствовало этому размаху. То есть я попал сразу в пекло, но это лишь укрепило меня в понимании, что нахожусь ровно там, где должен быть. А что делать сложнее – такое огромное мероприятие или что-то более камерное? Парадокс в том, что от масштаба сложность не всегда зависит. На маленьком проекте могут быть очень высокие запросы или серьезные ограничения площадки, и приходится искать максимально небанальные выходы и повороты. Так что по своему опыту скажу: разница скорее в масштабности решений и их проработке, чем в уровнях сложности.

Какие самые интересные частные праздники вы делали?

Например, проект «Лев, укротитель лет», сделанный с агентством Валерия Храпова, в котором все строилось на образе мужественного и сильного человека с характером. Сцена выглядела как львиная грива. А грива – это, по сути, сложная мультимедийная инсталляция, которая во всей красе отыгрывала и открытие, и постановочные номера, и выступления артистов. Получилось очень эффектно. А еще была свадьба в Барвихе, которая называлась «Полеты во сне и наяву» (о ней мы рассказываем в статье «20 лет исто-рий любви». – Прим. Wedding). И это как раз очень наглядный пример, когда в основу вообще всех идей – и режиссерских, и художественных – были положены технические решения. Сама зона регистрации представляла собой арт-объект, который был «заряжен» самыми крутыми визуальными технологиями. А потом, на after party, он превратился в суперсовременную площадку для приглашенных диджеев с мировыми именами. И оформление всего зала тоже было мультимедийным.



А как происходит взаимодествие с декораторами: они приходят к вам с идеями или вы к ним?

По-разному. Бывает, уже существует какой-то концепт, мы его подхватываем и на его основе придумываем сценографию, которая гармонично вписывается в существующую идею. А иногда наоборот – техническая сторона и сценография задает тон всему и именно от нее отталкивается оформление. Вот, например, в августе мы делали большой event в «Главкино» с агентством Андрея Фомина, где строили огромный футуристический дирижабль, внутри которого оказались приглашенные гости. Там декор был вторичен и подчинен главной истории, которая была разработана нами.

Какая реакция гостей на такую иммерсию?

Хорошо реагируют. Я все больше убеждаюсь, что будущее все-таки за крутыми сценографическими проектами. Если честно, во время праздника приглашенные большую часть вечера все же смотрят на сцену, а вовсе не на украшение стола. А особую эмоцию мероприятию задает например эффектное начало в яркой сценографии. Надо также понимать, что любая декорация, как бы гениальна она ни была, сильно потеряет, если будет неправильно высвечена и подана.

С чего начинается крутая история?

Если проанализировать, то для меня обычно с вопроса: «А я/мы вообще это можем?» Задачи, самые невозможные, которые перед собой ставишь, оказываются точкой роста и заставляют идти вперед. И, конечно, с команды. Мы ее подбирали долго и тщательно и сегодня добились полной синергии – весь постоянный состав (восемь человек вместе со мной) понимает друг друга с полуслова.

Есть стереотип, что если на проекте задействован сложный свет, то это автоматически означает космический бюджет. Похоже на правду?

Этот миф я готов развеять. Многие заказчики, приходящие ко мне, убеждаются в обратном. Почти всегда можно найти вариант решения за адекватные деньги. И часто они будут меньше, чем при декорировании площадки и прочих «невертуальных» работах.

Какой вызов вы хотели бы принять?

Однозначно хотелось бы побольше масштабных форматов. На что-нибудь типа «Евровидения» замахнуться. Но если говорить про подход художника, то интересно сделать не что-то подсмотренное и переосмысленное, а рожденное и выкристализовавшееся внутри тебя.

Самый приятный комплимент, который вы получали?

После праздника со львом мы оказались на одной вечеринке с женой заказчика, и она подошла ко мне со словами: «Спасибо огромное, мы восхищены тем, как получилась сцена, все только о ней и говорили». И попросила сделать на ее день рождения что-то особенное (потом это вылилось в проект «Глаз»). Такие вещи, конечно, вдохновляют: ты видишь, что тебе верят, ждут от тебя чего-то максимально оригинального, значит, все усилия были не зря!