Для Михаила Семенова все началось с собственной свадьбы, а продолжилось еще примерно пятьюстами, которые он придумал и организовал за последние двадцать лет. О том, как изменились индустрия и молодожены и как «Мастерская Оп-Позиция» превратилась в «Мастерскую Семенова: venues & events», он рассказал Анастасии Углик.
Расскажите, как все начиналось. Вы же пришли в индустрию в то время, когда ее по сути еще не существовало?
Все так. В 2001 году меня буквально подтолкнули к тому, чтобы сделать собственную свадьбу. На тот момент индустрии, как вы говорите, не было. Было несколько праздничных агентств широкого профиля, предоставлявших отдельные услуги: они могли надуть шарики, найти голубей, предложить ведущего или ВИА. У меня же интуитивно уже сложилась картинка, которую я хотел видеть. И в ней было три ключевых пункта: загс должен приехать к нам, а не мы к нему, помещение должно быть более непринужденным по атмосфере, чем стандартный ресторан, плюс обязательная уличная веранда, и в финале праздника мы должны были укатить на лимузине с гремящими консервными банками прямиком в Шереметьево. Звучит сейчас довольно обыденно, но в то время это были нестандартные и практически невыполнимые запросы.
Свадьба «не как у всех» не означает экстремальный локейшейн или гостей в аквалангах. мы делаем праздники для обычных людей, ищущих чего-то небанального, но не безумного.
И что из сценария оказалось самым трудным?
Все было непростым, но у меня получилось. Причем невеста не знала большую часть сценария. Это сейчас выездной регистрацией не удивить, а тогда не было четких процессуальных инструкций, и руководители загсов не понимали, как такую церемонию документально оформлять. Пришлось применять личные связи. Место я тоже искал долго, за две недели до назначенной даты оно еще не было определено. Помогла кейтеринговая компания «Фигаро» – подсказала прекрасный вариант: Болгарский культурный центр на Ленинградском проспекте. Единственное, что из задуманного не вышло, – это появление жениха на коне. Мне запретили такие фокусы в центре Москвы, но позже я реализовал эту идею на свадьбе клиентов. А в целом все удалось: был чудесный сентябрьский день, мы устроили прекрасный open-air с друзьями, с правильной музыкой, едой в формате барбекю, ненапряжной атмосферой и немного с эпатажем. Он будет потом присущ большинству наших проектов. Вместо голубей мы выпускали больших белых петуха и курицу, разыгрывали букет в лотерее, танцевали румбу вместо традиционного вальса и всячески подшучивали над постсоветскими свадебными традициями. Короче говоря, результатом я был доволен настолько, что выложил отчет с фотографиями на популярный тогда сайт «Хлопоты.ру». Выложил и забыл. А спустя пару месяцев случайно заглянул и обнаружил, что, оказывается, вокруг нашей истории развернулась бурная дискуссия, в основном состоящая из заявлений: «Таких свадеб не бывает», «Это неправда» и «Это PR какого-то агентства».
Я начал общаться в форуме – вот он я, тот самый жених, придумал и сделал все сам! Оттуда пошли первые запросы на помощь в организации свадеб. 4 апреля 2002 года в каком-то треде я впервые употребил словосочетание «мАстерская ОП-позиция» – мы считаем эту дату днем рождения компании.
Какой же была первая «чужая» свадьба?
Это был иммерсивный спектакль – правда, таких напыщенных слов тогда еще никто не знал – по мотивам «Бременских музыкантов». Невеста была Принцессой, жених – Трубадуром, папа невесты – Королем, гости – жителями Бремена. Разумеется, был настоящий осел, повозка, опять петухи. Другими словами, очень эффектно, свежо и необычно. Основные принципы нашей работы тогда: мы организовываем под ключ, а не оказываем отдельных услуг и все делаем исключительно своей командой. Я, например, никогда не предлагал молодоженам на выбор нескольких ведущих с разными ценниками – у меня был один, а чуть позднее два мастера церемоний, которые по свадьбам работали только с «мАстерской ОП-позиция». Мне удалось собрать крепкую команду, которая и сейчас, двадцать лет спустя, во многом остается прежней.
И все соглашались на такие безальтернативные выборы?
Да. Во-первых, в отличие от агентств, которые на своих сайтах использовали стоковые картинки, я сразу решил: буду показывать только отчеты о реально проведенных мероприятиях. Думающие состоявшиеся граждане, именно это и была наша целевая аудитория, сразу видели «кто есть кто». Во-вторых, я ведь не был юной особой, пришедшей в event-историю из ниоткуда. К этому времени у меня был достаточно богатый опыт и в банковской, и в коммерческой, и в туристической сферах. Я мог разговаривать с молодоженами на их языке и не только о свадьбах, что вызывало доверие. В-третьих, уже в первый год работы к нам в основном приходили по рекомендациям. Деталь – до 2О11 года у «мАстерской» не было офиса. Он просто был не нужен для подтверждения статуса, сидя в кофейне, я мог договориться о свадьбе за границей на 15О тысяч евро.
Самая экзотическая реализованная вами идея?
Не могу назвать ее экзотической, но «булгаковский» проект точно был запоминающимся. Увидев невесту,
я сразу понял – она настоящая Маргарита. Да и дату свадьбы назначили на пятницу 13-е, которая еще и пришлась на полнолуние. Короче, получился настоящий «Великий бал». Даже настоящая буря была! Надо отметить, мы никогда не ставили перед собой задачу «сделать экзотику» как ее обычно понимают – не предлагали молодоженам нырять с аквалангом или прыгать с парашютом. Если экстремалы хотят пожениться в привычной для себя среде, они это сделают своей тусовкой и прекрасно обойдутся без нас. Мы же сотрудничали с обычными людьми, ищущими чего-то необычного, но не безумного. Плюс к тому мы всегда действовали с пониманием реальных проблем и задач свадебного мероприятия. Кстати, ключевой слоган мАстерской был и остается – клиент не всегда прав.
А что изменилось в последнее время?
В первую очередь сами клиенты. Когда я начинал, мне было тридцать лет, самый, если так можно сказать, «женительный» возраст. Клиенты в основном были моими ровесниками или чуть младше. Сейчас мне пятьдесят и ко мне приходят уже дети тех, кому мы когда-то устраивали праздник. У них немного другие взгляды на жизнь, и это абсолютно нормально. Кое-что меня, конечно, удивляет. Например, когда говоришь невесте: «То что ты видишь в инстаграме, не соответствует в реале тому, что было на свадебной площадке, где сделан снимок». А она в ответ: «Нам все равно, нужно так, как в инстаграме». Не самый правильный подход, на мой взгляд, и я не очень готов с ним соглашаться. Но и глобально тренды действительно поменялись: когда мы только начали работать, все хотели какую-то тематику. Потом это поднадоело, прежде всего мне. Мы стали предлагать атмосферные и грамотно организованные вечеринки. А с началом пандемии люди просто перестали планировать заранее, горизонт сократился от нескольких месяцев до нескольких недель, а иногда даже и дней.
Какое у вас сегодня главное направление деятельности?
Мы по-прежнему занимаемся свадьбами, хотя уже и не в таких масштабах, как раньше. 68 свадебных проектов под ключ – рекорд 2ОО5 года – так и останется рекордом. Ну и в целом интересы «мАстерской» заметно изменились и расширились.
В прошлом году случился ребрендинг – из «мАстерской ОП-позиция» мы стали «мАстерской Семенова: venues & events». Ведь сейчас моим большим делом стало строительство и развитие ивент-площадок, которые мы создаем с глубоким пониманием того, что нужно для проведения классного мероприятия. Сейчас у нас работают два очень разных по характеру пространства в Москве, параллельно идут переговоры с Питером и Казанью. Это перспективная тема, ведь с хорошими локациями в стране проблема: все хотят нового, эффектного и при этом реально удобного и для гостей, и организаторов. Безусловно, наш двадцатилетний опыт полезен и на этой стезе.