Красота. Мода & Красота

Разбираемся в ароматах

ОТНОШЕНИЕ К АРОМАТАМ НА ВОСТОКЕ ОСОБЕННОЕ: ОНИ ВСЕГДА БЫЛИ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ. И В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПАРФЮМЕРНОЕ ИСКУССТВО АРАБСКОГО МИРА ПРЕТЕРПЕЛО ГРАНДИОЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ВПОЛНЕ ГОТОВО ПОТЕСНИТЬ ТВОРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ «НОСОВ».

В мире существуют разнообразные парфюмерные традиции, отлича­ ющиеся по форме и по содержанию. В европейской, зародившейся в Ита­лии и достигшей расцвета во Фран­ции, преобладают духи, одеколоны, парфюмерные и туалетные воды — всё то, что наносится на тело. Одна­ ко в других странах и регионах пар­фюмерия развивалась совсем иначе, и оттого обладает рядом крайне лю­бопытных особенностей. Так, в Япо­нии и Китае сформировалась культу­ра благовоний под названием кодо: из ароматной древесины и специй создавались восхитительные смеси, которые воскуривали в замках ари­стократов и домиках гейш. Но под­ линным царством парфюмерного ма­стерства и развитой ароматной куль­туры с преобладанием ароматных масел всегда были Ближний Восток и арабский мир. Что, впрочем, неуди­вительно, ведь именно в этом регио­не — в Древнем Египте, Шумерском царстве и Вавилоне — впервые стали ценить различные вещества исклю­чительно ради их аромата. Парфю­мерия в те времена воспринималась как проявление божественной сущ­ности и была необходимым атрибу­том религиозных ритуалов. Так что истинной прародиной парфюмерии стали восточные храмы. Царившие в них с древних времен компонен­ты — мирра, амбра, мускус, ладан — являются основой массы современ­ ных и популярных духов. Во многом благодаря популярности этих тради­ционных компонентов в классиче­ской французской парфюмерии и сло­жился определенный стереотип, согласно которому на Востоке пред­почитают насыщенные, густые и тя­желые ароматы, а в Европе — легкие, свежие цветочные или цитрусовые. Но, конечно, это далеко не так! Хотя вкусы жителей разных частей света действительно отличаются, разница не столь велика. Арабы тоже любят фацузскую туберозу и сухой ан­ глийский цитрус, а прованская роза может поспорить по популярности с легендарной розой из арабского го­ рода Таиф. Что определенно отличает разные культуры, так это отношение к парфюмерии.

Времена изменились, и новое поколение арабов ищет и создает новые парфюмерные компоненты и формы. Классический уд уступает место современному, который раскрывается совершенно неожиданно.

OJAR, масляные духи Halwa Kiss

XERJOFF, духи Alexandria Orientale

GOLDFIELD & BANKS, духи Silky Woods

На Востоке ароматы не просто часть культуры и традиций, но и неотъем­лемый элемент привычного жизнен­ного уклада. Почти в каждой семье есть оригинальный рецепт духов либо смеси благовоний, которую ара­ бы называют «бахур». Бахур — это истолченные в мелкую пыль специи, древесные щепки, сухие лепестки цветов и трав, часто пропитанные маслом и спрессованные в подобие брикета. Такой брикет поджигают на жаровне, и он медленно тлеет, наполняя пространство ароматным дымом. Как вспоминает восходящая звезда современной арабской пар­фюмерии и создательница бренда Arcadia Амна Аль­Хабтур, именно ис­кусство создания ароматных смесей для бахура было первым, чему нау­ чила ее бабушка. А когда Амна выхо­дила замуж, то для гостей на свадь­бе, которых насчитывалось несколь­ко тысяч, она сделала подарки: каждый получил по флакону приду­ манных ею духов Infinit. За них по­ лучила столько комплиментов, что отправилась оттачивать свое мастер­ство во Францию, а потом выпусти­ ла целую парфюмерную коллекцию, где использовала лучшие стороны обеих традиций. Arcadia — это новое поколение восточных брендов, здесь не так много традиционных формул, и классические восточные компонен­ты обыгрываются принципиально по­-новому. Причем набившая оско­мину фраза — о том, что, мол, Восток встречается с Западом, — по отноше­нию к Arcadia не совсем уместна. Это именно что восточная парфюмерия, но ультрасовременная. Со свежими и яркими цитрусовыми композици­ями, с молекулярными афродизиа­ками, с великолепными вариациями на темы лакомств, замши и прочих оттенков, не свойственных Востоку. Амна Аль­Хабтур непрестанно под­черкивает, что времена изменились, и новое поколение арабов ищет и соз­дает новые парфюмерные компонен­ты и формы. Время классического уда, как называют один самых по­ пулярных и дорогих компонентов на Востоке, неумолимо уходит, усту­пает место уду современному, раскры­вающему свои неожиданные грани.

Современная восточная парфюмерия удивляет свежими и яркими цитрусовыми композициями, с молекулярными афродизиаками, с великолепными вариациями на темы лакомств и замши.

VERONIQUE GABAI, парфюмерная вода Oud ElixirAJMAL, парфюмерная вода Aurum

ARCADIA, парфюмерная вода Infinity

Среди новейших восточных брендов выделяется Ojar — парфюмерный про­ект из Омана. Его владелица Хинд Бахван, легенда местного бизнеса, основательница крупнейшей теле­коммуникационной компании с бо­лее чем ста миллионами клиентов. И естественно, большая любительни­ца парфюмерии! Вот только предпо­ читала она всегда носить духи, соз­данные на заказ, да еще и смешивать их, каждый день меняя композицию. И надо сказать, получалось у нее это просто великолепно. Оставалось со­всем немного до создания собственного бренда, что и было сделано. В Ojar воссоздана формула масляных духов, которые изготавливались для сул­танов Омана, возрождены многие редкие компонен­ты, практически исчез­нувшие из парфюмерного обихода: дикорастущие цветы из горных долин Джабаль­аль­Ахдар, знаме­нитый горький мед, а глав­ное — золотой росистый ладан с удивительным, похожим на поток ледяной воды ароматом. Неограниченное фи­нансирование и отношению к брен­ду не как к коммерческому, а как к passion­-проекту, позволили создать уникальные формулы, объединя­ющие арабские традиции и современное французское мастерство.

Сегодня Ближний Восток пережива­ет пору бурного развития и обновле­ ния, что, конечно, находит свое от­ражение в парфюмерном искусстве. Еще совсем недавно арабские бренды отличались пристрастием к густым и насыщенным ароматам, вычурным флаконам и, за немногим исключе­нием, не могли похвастаться стабиль­ным качеством. Но времена изменились, и на мировую сцену выходит новое поко­ление парфюмеров и креа­ тивных директоров, пред­ставляя удивительные формулы и компоненты, о которых в европейской парфюмерии мало кто знал. В ответ многие фран­цузские и итальянские бренды пересматривают свои традиционные взгля­ды на Восток. Всё чаще появляются ароматы, в которых от­ ражаются эти изменения. Итальян­ский Moresque, например, выпускает аромат Modern Oud, посвященный со­ временному высокотехнологичному Дубаю, французский бренд Veronique Gabai находит в пляжах ОАЭ сходство с Лазурным Берегом и посвящает им целую коллекцию, даже австралий­ ский Goldfield & Banks выражает эти изменения в мягкой и глубокой ком­ позиции Silky Wood. И похоже, это только начало! Королевский Amouge, англо­оманский Дом, объявляет о пе­ реформатировании и обновлении коллекции. Designer Shaik, бренд из Бахрейна, выпускает новые ком­ позиции, радикально отличающиеся от прежних. Превратится ли это в ре­волюцию, которая окажет влияние на все наши парфюмерные представ­ ления, или будет эволюцией, орга­ничным развитием традиций и стиля, постепенным возвращением Вос­току статуса мировой парфюмерной столицы, — решать в том числе и нам, когда мы в очередной раз отправим­ся выбирать себе духи. Но настраи­вать свой ольфакторный аппарат на эксперименты можно уже сейчас!