Четырехкратный победитель и восьмикратный финалист Wedding Awards, приглашенный главный редактор и автор обложек кинономера журнала Wedding Ноябрь-Декабрь Артур Погосян — о том, как фильмы становятся не просто частью визуального языка, но меняют само понятие свадебной фотографии.
Обложка кинономера Wedding Ноябрь-Декабрь. Фото: Артур Погосян
Какие фильмы повлияли на вас и как на фотографа, и как на человека?
Я никогда специально не анализировал это, но понимаю, что вырос в золотое время кино.
1994 и 1999 годы считаются лучшими в истории кинематографа. В 1994-м я впервые посмотрел «Криминальное чтиво» — ничего не понял, но был заворожен. А в 1999-м, уже подростком, ходил один на «Матрицу» и «Магнолию». Последняя, кстати, до сих пор в списке моих личных фильмов жизни. Тогда я впервые ощутил, что кино — это не только развлечение, а язык, через который можно говорить о человеческих судьбах.
И да, на меня сильно повлиял Пол Томас Андерсон — его «Ночи в стиле буги» и «Магнолия». Там невероятный монтаж, пластика кадра, ощущение присутствия.
И, если честно, история с индустрией развлечений очень перекликается со свадебной: те же страсти, те же люди, те же драмы.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
А когда вы поняли, что киноязык отлично применим в свадебной фотографии?
Как только появились соцсети и фотографы начали писать под своими кадрами: «Кинематографичная картинка». Но за этим стоял только цвет — теплый фильтр, немного сепии. Мне всегда казалось это слишком поверхностным. Настоящее кино в фотографии — это не про фильтры, а про сторителлинг. И мне захотелось понять, как это работает в моей сфере. Я тогда уже снимал концерты, собирал подборки журналов Rolling Stone и NME. И постепенно во мне смешались две эстетики — рок-н-ролльная энергия и кинематографическая структура. Свадебный день для меня стал фильмом. А я сам превратился в режиссера, который рассказывает историю семьи. Где-то документалист, где-то постановщик.
Сторителлинг в свадебной серии — что это?
В кино есть жанр мокью-ментари — подправление реальности, где авторы чуть вмешиваются в жизнь, чтобы подчеркнуть суть. В свадебной фотографии то же самое. Как только я попросил невесту подойти к окну — я уже не репортажник, а режиссер. Я создаю кино. Потом начинается монтаж — отбор и выстраивание серии. Это как постпродакшен: история может меняться в зависимости от того, как ты расставишь кадры. Из одной свадьбы можно собрать три совершенно разные истории — драму, комедию и, скажем, артхаус.
Вы этому отдельно учились?
Если вы имеете в виду формальное кинематографическое образование, то у меня его нет. Я просто внимательно смотрел фильмы, читал кинокритику, разбирался, как все устроено. Все это постепенно сложилось в систему. В какой-то момент ты начинаешь видеть кадр как сцену, а не как красивую картинку. И тогда фотографии начинают работать между собой — не по принципу «все улыбаются», а по принципу внутреннего ритма.
Артур Погосян
Часто ли к вам приходят клиенты, которые хотят съемку «как в кино»?
Формулируют редко, но чувствуют часто. Недавно жених сказал: «Мы выбрали вас, потому что у вас не просто фотографии, у вас история». Это был лучший комплимент.
Какие режиссеры вдохновляют сейчас?
Из относительно молодых Дэмьен Шазелл. Его «Одержимость» и «Вавилон» — чистая энергия. Он умеет снимать зрительское кино, но с авторским нервом. Мне нравится, как он соединяет хаос и ритм. Еще слежу за Лантимосом. Его «Фаворитка» и «Бедные-несчастные» — это вообще визуальный праздник. И последние годы мне очень интересно, как развивается хоррор. «Реинкарнация», «Солнцестояние» — это уже не банальные ужастики, а философские притчи. Кажется, в них больше правды, чем во многих драмах.
Кадр из фильма «Фаворитка»
А на вашем курсе с суперкинематографичным названием Serial Killer вы говорите о фильмах?
Постоянно. Моя программа наполовину состоит из анализа кино и журналов. Ведь любая фотосерия — это мини-фильм. Я показываю студентам, как строить ритм, как использовать повтор, паузы, контрасты. Мы разбираем Хичкока, его умение рассказывать без слов, через чистое изображение. Это ведь и есть суть фотографии.
Есть какой-то кинопример, который вы приводите особенно часто?
Наверное, «Дом, который построил Джек». Я всегда ссылаюсь, хотя и не советую всем подряд — тяжеловат. Но там есть гениальная метафора: герой говорит, что он инженер, который хочет стать архитектором. Я часто повторяю это студентам. Мы все начинаем как инженеры — делаем правильно, аккуратно, по инструкции.
А потом приходит момент, когда хочется построить не просто дом, а мир. И вот я настраиваю свадебных фотографов именно на это.
Если бы вы снимали кино, каким бы оно было?
Наверное, триллером. Или хоррором, но не ради страха, а ради эмоции. Для начала я бы снял короткий метр, чтобы проверить себя. Впрочем, я не спешу. У меня все в жизни приходит поздно — и важные осознания, и большие классные проекты. И я верю, что это нормально. Как говорится, в России надо жить долго.