Site icon Wedding Magazine

Русская душою: как создать театрализованную свадьбу

О том, что такое русская свадьба, как современной русской свадьбе не потерять национальную идентичность и правильно использовать богатое культурное наследие, WEDDING поговорил с художественным руководителем свадебного агентства TOBELOVE WEDDING, режиссером Александром Беловым.

 

У меня есть ощущение, что тренд оглядки на европейско-американские свадьбы уходит, и  мы все больше и больше начинаем обращаться к богатому культурному русскому наследию. Я думаю, что вдохновение здесь нужно черпать в литературных произведениях, в великих картинах, музыке, вообще в русской культуре. Если шагать сюда, в эту сторону, с уважением глядя на всех наших русских великих, то можно увидеть абсолютно новые грани русской свадьбы. Потому что здесь заложено очень много образов, символов, кодов, смыслов, которые можно преподнести совершенно по-другому и найти в контексте того или иного произведения искусства место для конкретных двух личностей жениха и невесты, понять, как они себя чувствуют в рамках этого произведения. Интересно приглашать гостей к сотворчеству. Я за то, чтобы свадьбы умнели. Чтобы мы, собравшись на свадьбу, понимали, ради чего это событие. Чтобы, как после знакомства с произведением хорошего автора, можно было сделать какой-нибудь вывод, понять в произведениибудь то спектакль, книга или картиназаложенную автором главную мысль. Так и мы: организаторы вместе с парой и гостями создают свадьбу вокруг объединяющей идеи. 

 

 

Стилей русской свадьбы, если мы говорим о переосмыслении ее через искусство: литературу, живопись, театр, скульптуру,может быть много. То есть мы можем выбирать все, от Чехова до русского авангарда, и все это будет прекрасно, красиво и по-русски. Но все равно есть какие-то признаки, есть какая-то идея, которая вне зависимости от стилистики и формата свадьбы будет сквозной, будет понятно, что она русская.

 

Сверхидею русской свадьбы, может быть, стоит искать в реликвиях, которые передаются из поколения в поколение. От мамы к дочери, от бабушки к внучке. Бабушкины серьги, например. Или икона, или рушник. Это некая история семьи, которая как флаг переходит из семьи в семью. Это те детали, культура, которые продолжатели рода должны нести и передавать своим детям. Даже если о предках мало что известно, если не осталось от них пямятных вещей, молодожены должны понимать, что именно они передадут своим детям традиции семьи, пусть и созданные практически с нуля. Ведь каждый род, каждая семьяэто своя память, своя душа. Душа семьи.

 

Вообще, когда встречаются жених с невестой встречаются две семьи, две культуры. Наша задачанайти точку пересечения, то общее и те различия, что есть в двух семьях, в разных культурных пластах и что в результате составляет основу русской свадьбы.

 

 

Мне кажется, что глазами европейцев Россия видится через «затасканные» образы: матрешки, хохлома, самовары, баранки. А это довольно поверхностное считывание русской культуры. Поэтому, наверное, задача русских и тех, кто обращается к русскому наследию,это, все-таки, копнуть куда-то глубже. Россияэто не только матрешки. Если говорить про культурный код, этодуша. Русская свадьба должна быть душевной. В европейских и американских свадьбах очень много внимания уделено внешнему антуражу. Они более холодные, там больше лоска, больше шика. Мы тоже уже этому научились, взяли эту планку. Но если заглянуть вглубь, к истокам, к корням, к душе, к духовности, тогда свадьба переходит в ранг произведения искусства. Для меня здесь ключевое словодуша. Мне кажется, современная свадьба это уход от каких-то примет и суеверий, от многого навязанного прошлыми поколениями наших бабушек, прабабушек, мам, пап. Все эти выкупы, следы в подъезде когда-то имели глубокие корни, истоки,но потом от них остался лишь антураж, несколько, скажем так, опошленный. Сейчас свадьба отказывается от примет, суеверий и правил. Современная русская свадьба пока скорее исключение, поскольку новые традиции еще только зарождаются.

 

Весной мы делали свадьбу в семейной усадьбе. Мы сначала скептически отнеслись к этой затее, потому что площадка казалась непригодной. Но когда увидели, что это усадьба, которой много лет, построенная с огромной любовью, на территории которой прямо в центре растет многовековой дуб, нам стало интересно, и мы предложили концепцию «Дворянское гнездо». Жених с невестой поставили задачу: в первый деньвенчание в храме и ужин, на второй день уже сама свадьба. Мы должны были провести некий церемониал символической передачи невесты жениху через родителей, но не знали этому аналогов. Нужно было придумать некое таинство, соединяющее две семьи. Мы создали особую атмосферу в деревянной избушке, убранной иконами, старинными книгами, подсвечниками, рушниками, по-русски хлебосольным столом с караваями и пирогами. Родители с образами святых в руках благословляли своих детей перед венчанием. Онии со стороны жениха, и со стороны невестыговорили теплые напутственные слова молодоженам. Это было трогательно. Свою режиссерскую задачу в данном случае я видел в том, чтобы взять нефальшивую душевно-духовную ноту торжества, и чтобы сердца всех присутствующих застучали в унисон. Очень интересный опыт, настоящий отсыл к истокам, для воплощения которого мы изучали русские традиции и обряды XVIII–XIX веков.

 

У нас есть приличный опыт оформления свадеб в русском стиле. Это и свадьба «Играем Чехова», и «Мастер и Маргарита», и свадьба в стиле модерн. Совершенно разные стили, но очень русские истории.

 

 

Каждый раз мы черпаем вдохновение в произведении, пытаемся поймать идею и высказаться на тему того или иного сюжета в рамках торжества. Наверное, основной объединяющий прием во всех этих церемонияхзаимствование эстетики. «Вкусная», аутентичная, она легко перекладывается на зрительные образы, декорационные решения, детали и нюансы. С этим интересно работать в визуальном плане.

 

Нам интересно в этой задаче все: воссоздать стиль, детали, костюмы, переодеть в них гостей. Нырнуть в моду, в понимание того времени, вкуса, традиций, окунуть приглашенных в ту или иную эпоху.

 

Лично мне ближе всего модерн. Потому что это стык времен, поиски нового. А если говорить про авторов, то это Чехов, и свадьба «Играем Чехова»один из любимых проектов. Может быть, потому, что ятеатральный человек.

 

 

Очень сложно сейчас найти специалистов, которые могут работать на высоком, как нужно мне, уровне воплощения исторической идеи. Поэтому мне интереснее сотрудничать с киношными операторами, закончившими ВГИК, с фотографами, у которых есть школа, профессиональное образование, база знаний, культура, которую прививали в институте. С театральным человеком, с той же актрисой, мне проще разговаривать, чем с неким свадебным регистратором, с девочкой, которая пришла с радио и в которой нет этой культуры. И с декораторами, которые изучали изобразительное искусство, проще построить диалог, поскольку они понимают, о чем речь.

 

Чтобы делать свадьбы должного уровня и стилизации, я стал обращаться к представителям смежных областей. Это театральные профессионалы, киношные, цирковые. Они очень скептически поначалу относятся к моему предложению, иногда даже оскорбляются. Но до первого раза, пока не понимают, что то, что мы делаем, действительно интересно. Я им объясняю, чтобы они не воспринимали наше мероприятие как свадьбу в обыденном понимании. Что для нас это больше чем свадьба. Это творческий эксперимент.

 

Для меня сделать свадьбувсе равно что снять кино, создать другую реальность, в которую попадут гости. Это может быть свадьба и в стиле «Евгения Онегина», и в стиле бала Наташи Ростовой, и в стиле тургеневских романов. Речь о русских кодах, которые считываются на раз, но которые почему-то были до недавних пор не очень популярны в свадебном мире. Сейчас они обретают новую жизнь и новое звучание. Идет мощная волна свадеб, «русских душою», которые отходят от стереотипов, от штампов и несут в себе глубокие социально-культурные смыслы. W

 

Текст: Лика Длугач

Фото: Надя Колдаева, Дмитрий Федотов, Сергей Запорожец